1. Коммерсантъ
  2. Газета "Коммерсантъ С-Петербург"
  3. EPAM System и JetBrains приостанавливают деятельность

EPAM System и JetBrains приостанавливают деятельность

IT-компании, арендовавшие в Петербурге десятки тысяч квадратных метров, переводят сотрудников в другие страны

Две крупные международные IT-компании, EPAM System и JetBrains, филиалы которых зарегистрированы в Санкт-Петербурге, сообщили о приостановке деятельности в связи со спецоперацией на Украине. Предприятия, занимающие десятки тысяч квадратных метров в офисных центрах Петербурга, проводят релокацию сотрудников, уводя их частично в другие страны. Аналитики считают, что громкие заявления сделаны под давлением и на эмоциях, а фактически компании заняли выжидательную позицию.

Российский IT-сектор находится под санкциями с 2014 года, очередной пакет был введен в 2018 году. Многие игроки уже адаптировались к ним и продолжают работать в том числе с американскими и западноевропейскими заказчиками через другие страны, принимать подряды и работать по субподрядам

Фото: Игорь Иванко/Коммерсантъ

Генеральный директор JetBrains Максим Шафиров сообщил в блоге, что компания приостанавливает продажи, исследования и разработки в России и Беларуси на неопределенный срок. По его словам, данное решение «было самым трудным из когда-либо принятых руководством».

«На протяжении многих лет мы продолжали расширять наши офисы в других странах, открывая центры исследований и разработок в Санкт-Петербурге, Бостоне, Мюнхене, Амстердаме и других местах… Многие наши коллеги из России уже переехали в другие места, и мы их поддержим, как и всех наших сотрудников», — говорится в сообщении.

JetBrains выпускает инструменты для разработки на языках Java, Kotlin, C#, F#, C++, Ruby, Python, PHP, JavaScript и других, а также средства командной работы. Компания была основана в 2000 году тремя российскими разработчиками, ее штаб-квартира находится в Праге. Основатели JetBrains — Сергей Дмитриев, Евгений Беляев и Валентин Кипятков. В 2000-х годах Евгений Беляев вышел из состава учредителей компании. Дмитриев и Кипятков — петербуржцы.

Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», в Санкт-Петербурге компания зарегистрирована как ООО «Интеллиджей Лабс» с численностью в 809 человек. Компания занимает в Lotos Tower на Приморском проспекте площадь в 22,3 тыс. кв. м. Выручка от продаж за 2020 год составила 5,6 млрд рублей, чистая прибыль — 448 млн рублей (выручка в 2019 — 5 млрд рублей, чистая прибыль — 343 млн рублей).

Представитель JetBrains сообщил по телефону, что «офис пока работает», отказавшись от дальнейших комментариев.

Еще один крупный разработчик программного обеспечения, EPAM, заявил о поддержке Украины и прекращении обслуживания клиентов в России. Компания пообещала «обеспечить переходную поддержку клиентов» и отметила, что не работает с российским правительством и полностью соблюдает санкции.

EPAM Systems Inc. основана в 1993 году в Минске, является разработчиком заказного программного обеспечения для разных секторов экономики. Офисы компании расположены в 25 странах, а услуги предоставляются в более чем 40 странах. Сейчас штаб-квартира находится в Ньютауне, США. Выручка EPAM по итогам 2021 года, согласно данным компании, составила $3,75 млрд, что на 41,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», в Санкт-Петербурге у EPAM System четыре филиала: два крупных — в «Прогресс Сити» на набережной Черной речки, на 6 тыс. кв. м, и в «Мега Парке», на 11,2 тыс. кв. м, и два меньшей площадью — на Левашовском проспекте и в Певческом переулке. Заявленная численность в одном офисе — от 500 до 1000 человек. Управляющий «Мега Парка» Дмитрий Булаев сообщил «Ъ-СПб», что компания не подавала уведомления об окончании аренды площадей. Однако он не исключил этот процесс в связи с неопределенной ситуацией. В «Прогресс Сити» также сообщили, что компания не планирует закрывать офис.

В свою очередь, в самом EPAM System на вопрос о закрытии филиалов ответили, что «не готовы сейчас предоставить комментарий по этой теме».

Как ранее писал “Ъ”, более десяти IT-гигантов приостановили деятельность из-за спецоперации. Среди них, помимо названных выше: Avast, Cogent, Hitachi, Homa Games, IBM, Lumen, Microsoft, Miro, Norton Life Lock Inc., Oracle Corp, Panasonic, SAP.

Около 14 компаний прекратили поставки своей продукции, в том числе программного обеспечения: AMD, Adobe (прекратила новые продажи продуктов и услуг), Apple (закрыла онлайн-продажи), Autodesk, Cisco Systems Inc., Dell, Ericsson, Intel, Nvidia, Nokia, Samsung, Siemens, Sony (PlayStation и программное обеспечение), Taiwan Semiconductor Manufacturing Company.

Источник «Ъ-СПб» на рынке IT-услуг сообщил, что многие компании вывозят своих сотрудников в Грузию, Армению, на Кипр и в Чехию. Вывоз в первые две страны связан в том числе с тем, что не нужно делать визу, а при въезде в Армению достаточно только российского паспорта. При въезде в Чехию могут возникнуть проблемы с получением так называемой Blue Card — разрешения на пребывание и работу, выдаваемого иностранцу из-за пределов ЕС.

Эксперты рынка сходятся во мнении, что отток разработчиков из России действительно есть, но он не принял массового характера, а те, кто уехал, заняли выжидательную позицию.

«Уход игроков не позитивен для рынка, учитывая, что у нас отсутствует в большом количестве производство аппаратного и программного обеспечения. В любой стране есть определенные условия для приема сотрудников. Если компания сама организует рабочие места, то все проблемы, связанные с трудоустройством и выдачей трудовой визы, будь то в Чехии или Грузии, компания должна взять на себя. Но в любом случае понадобится время и большие деньги на оформление документов,— комментирует «Ъ-СПб» генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков.— С другой стороны, уедут не все. Профессионалы будут востребованы, а государство заинтересовано в реальном создании IT-инфраструктуры в России, и уже есть определенная программа по поддержке индустрии».

Гендиректор агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин считает, что многие решения компаниями «принимаются сейчас либо под давлением, либо на эмоциях». Если компания покидает рынок, то это больше связано не с политическими событиями, а с экономическими: изменение курса рубля и логистики. Однако многие компании заинтересованы в российском рынке и заняли выжидательную позицию.

«Российский IT-сектор находится под санкциями с 2014 года, очередной пакет был введен в 2018 году. Многие игроки уже адаптировались к ним и продолжают работать в том числе с американскими и западноевропейскими заказчиками через другие страны, принимать подряды и работать по субподрядам. Сейчас проблема есть, но она не такая критичная, как может показаться в связи с громкими заявлениями. Кроме того, принимаемые правительством меры более чем адекватны: это налоговый спецрежим, отсрочки, льготы, отсрочка от армии на три года и иные меры поддержки. Сейчас вводится еще один пакет по поддержке. Те, кто уехал, заняли выжидательную позицию. Когда спецоперация закончится, вернутся, потому что к этому времени стабилизируется ситуация с курсом, выстроится новая логистика. Например, новые транспортные коридоры из Казахстана через Китай в Россию, которые позволят ввозить санкционный товар»,— рассказал Юрий Брюквин.

Алла Михеенко