1. Коммерсантъ
  2. "Коммерсантъ"
  3. Мир
  4. «За усилия по защите свободы выражения мнений»

«За усилия по защите свободы выражения мнений»

Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов получил Нобелевскую премию мира

Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов получил Нобелевскую премию мира. Она присуждена «за усилия по защите свободы выражения мнений, что является предпосылкой демократии и прочного мира». Господин Муратов стал третьим россиянином, удостоенным этой премии. Вместе с ним награды удостоилась филиппинская журналистка Мария Ресса. Церемония 2021 года доказала, что строить прогнозы по поводу того, кому достанется премия, не имеет практически никакого смысла. СМИ в числе фаворитов называли Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ), российского оппозиционера Алексея Навального, участницу президентских выборов в Белоруссии-2020 Светлану Тихановскую, экологическую активистку Грету Тунберг и президента США Джо Байдена.

1/2

Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Журналистка из Филиппин Мария Ресса

Фото: Bullit Marquez / AP

«На протяжении десятилетий защищал свободу слова в России»

Выйдя к журналистам, председатель норвежского Нобелевского комитета Берит Рейсс-Андерсен объявила лауреатов нынешнего года: ими стали филиппинская журналистка Мария Ресса и Дмитрий Муратов — один из основателей и главный редактор «Новой газеты». Господин Муратов является третьим в истории россиянином, удостоенным премии мира, до этого приз получали правозащитник Андрей Сахаров и президент СССР Михаил Горбачев.

Премия нынешнего года присуждена «за усилия по защите свободы выражения мнений, что является предпосылкой демократии и прочного мира».

«Госпожа Ресса и господин Муратов получают награду за их смелую борьбу за свободу выражения мнений на Филиппинах и в России»,— заявила Берит Рейсс-Андерсен.

И добавила, что «в то же время они — представители всех журналистов, которые поддерживают эти идеи в нашем мире, где складываются все более неблагоприятные условия для демократии и свободы СМИ».

«На протяжении десятилетий Дмитрий Муратов защищал свободу слова в России, причем во все более сложных условиях. В 1993 году он стал одним из основателей "Новой газеты". С 1995 года он был ее главным редактором на протяжении 24 лет. "Новая газета" сегодня — это самая независимая газета в России с критическим отношением к властям,— рассказала с трибуны Берит Рейсс-Андерсен.— С самого начала, то есть с 1993 года "Новая газета" публиковала критические статьи на темы начиная от коррупции, полицейского насилия, незаконных арестов, махинаций на выборах и фабрик троллей и вплоть до использования российских вооруженных сил в России и за ее пределами». Оппоненты, как подчеркнула госпожа Рейсс-Андерсен, «отвечали травлей, угрозами, насилием и убийствами»: «Были убиты шесть журналистов, включая Анну Политковскую, которая писала разоблачающие статьи о войне в Чечне».

«Но главный редактор так и не отказался от независимой политики. Он защищал права журналистов писать все, о чем они хотят, пока речь идет о соблюдении профессиональных и этических стандартов журналистики»,— резюмировала Берит Рейсс-Андерсен.

«Мы можем поздравить Дмитрия Муратова, он последовательно работает по своим идеалам, он привержен своим идеалам, он талантлив, он смел, и, конечно, это высокая оценка, мы его поздравляем»,— сказал в пятницу пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в ответ на вопрос “Ъ FM”.

Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов в разговоре с “Ъ” назвал премию абсолютно заслуженной и победой не только для Дмитрия Муратова, но и для России в целом. «Это победа за свободу слова, это важно для всей страны, как бы кто ни относился к "Новой газете" и лично к ее главному редактору,— заявил господин Венедиктов.— Это не проявление русофобии, а, напротив, признание, что в России есть свобода слова и независимая журналистика». Кроме того, по словам Алексея Венедиктова, Дмитрий Муратов много вложил в создание фонда «Круг добра», который оказывает поддержку детям с редкими заболеваниями, в том числе со СМА: «Я лично видел, как он много раз говорил о необходимости фонда Владимиру Путину, и создание фонда — его большой вклад. Я поздравляю Дмитрия. Это, безусловно, абсолютно заслужено».

Сам Дмитрий Муратов заявил агентству ТАСС: «Я работал, был занят. Мне звонили из Нобелевского комитета, но я не взял трубку. Пока даже не успел прочитать весь текст. Я вам так скажу: это не моя заслуга. Это "Новая газета". Это те, кто погибли, защищая право людей на свободу слова. Поскольку их нет с нами, они, видимо, решили, чтобы я это сказал всем. Это Игорь Домников, это Юра Щекочихин, это Анна Степановна Политковская, это Настя Бабурова, это Наташа Эстемирова, это Стас Маркелов. Вот правда. Я так думаю. Правда. Это для них».

Агентствам «РИА Новости» и «Интерфакс» господин Муратов заявил, что намерен направить часть премии на лечение детей со СМА, а также на «решение проблем журналистики».

329 претендентов

Как следует из завещания Альфреда Нобеля, награду получает «добившийся наибольших успехов либо сделавший больше других в деле сплочения народов и сокращения численности действующих армий, а также за проведение мирных конгрессов и привлечение к ним внимания». По традиции церемония проходит в пятницу первой полной недели октября, уже после объявления лауреатов по медицине, физике, химии и литературе.

Напомним, что выдвигать кандидатов могут члены парламентов и правительств всех стран, члены международных судов, ректоры университетов, профессора социальных наук, другие лауреаты и члены советов организаций—лауреатов премии, а также члены норвежского Нобелевского комитета.

Полный список претендентов нынешнего года, как обычно, будет обнародован только спустя 50 лет. Известно лишь, что было 329 кандидатов: 234 физических лица и 95 организаций.

Только дважды в истории премии, которая вручается с 1901 года, претендентов было больше.

Накануне церемонии СМИ делали свои прогнозы, перечисляя возможных фаворитов. Так, журнал Time со ссылкой на агентство Reuters рассказывал о тех, кого выдвинули члены парламента Норвегии. В список, в частности, вошла Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), деятельность которой стала особенно актуальной в связи с пандемией коронавируса.

Впрочем, не все этой борьбой остались довольны: в адрес ВОЗ звучит критика по поводу политизации вопроса с признанием вакцин и по поводу неэффективности системы их распределения (например, в конце сентября на Генассамблее ООН многие мировые лидеры говорили о «вакцинном национализме», призывая к кардинальным реформам).

Кроме того, норвежские законодатели выдвинули кандидатуру российского оппозиционера Алексея Навального — «за его попытки мирной демократизации России». Шведская экологическая активистка Грета Тунберг, которой в текущем году исполнилось 18 лет, уже несколько лет подряд входила в число фаворитов, и этот год исключением не стал. Также в списке оказалась белорусская оппозиционерка Светлана Тихановская, которая, как написал журнал Time, «прошла путь от матери-домохозяйки до лидера массового движения». Упоминался и действующий президент США Джо Байден. В случае победы он повторил бы достижение 44-го президента Барака Обамы, который получил Нобель мира в 2009 году, в свой первый год в Белом доме.

Также СМИ называли в числе кандидатов (но не фаворитов) 45-го президента США Дональда Трампа, НАТО, коалицию Campaign to Stop Killer Robots (выступает за международный запрет на применение полностью автономного смертельного оружия), премьер-министра Новой Зеландии Джасинду Ардерн (за эффективное противодействие COVID-19 в своей стране), основателя первой демократической партии Гонконга Мартина Ли, молодежное движение скаутов, правозащитные организации «Репортеры без границ» и Комитет защиты журналистов, движение Black Lives Matter («Жизни черных имеют значение»), Международную космическую станцию, Совет ООН по правам человека, а также Агентство ООН по делам беженцев.

Напомним, что в прошлом году премия была присуждена Всемирной продовольственной программе ООН — за «усилия в борьбе с голодом, за вклад в достижение мира в зонах конфликтов и за деятельность в качестве ведущей силы в действиях по предотвращению использования голода как орудия войны и конфликтов». В 2019 году премии был удостоен премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али — его наградили за подписание мирного договора с соседней Эритреей. А в 2018-м награду разделили хирург из Демократической Республики Конго Денис Муквеге и иракская правозащитница Надя Мурад.

«Нобелевская премия мира-2021 вполне в тренде этой организации. Нобелевский комитет постоянно обжигается на политиках, им за что-то дают, а потом получается конфуз. Последний раз неудобно получилось с премьер-министром Эфиопии — наградили за миротворчество, а он ну воевать! Да и с Обамой тогда не очень зашло. Короче, премии активистам надежнее,— написал в своем Telegram-канале председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.—Нобелевский комитет всегда стремится влиять на международную повестку, поддерживать все хорошее против всего плохого. Сейчас все хорошее и все плохое — в сфере информации, в таком мире иллюзий живем. Так что логично туда и направлять усилия. Что и сделано».

Глава президентского совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев в разговоре с “Ъ” назвал «очень красивой историей» намерение Дмитрия Муратова поддержать частью премии фонд «Круг добра», который помогает детям со СМА. «Нужно поздравить Дмитрия Муратова и порадоваться за него,— сказал господин Фадеев.— И он лично, и "Новая газета" сделали очень большой в клад в то, чтобы государство обратило внимание на редкие болезни, в том числе СМА. Во многом благодаря ему и журналистам был создан фонд "Круг добра", конечно, очень хорошо, что в качестве символического жеста Муратов хочет часть премии передать фонду».

Господин Фадеев, однако, без энтузиазма отнесся к заявлению лауреата Нобелевки о том, что премия мира поможет привлечь внимание к ужесточению законодательства об иноагентах в России и повлиять на присвоение этого статуса журналистам. «Я не люблю подмешивать во внутренние дела какой-то внешний фактор, предпочитаю, чтобы мы сами здесь (в России.— “Ъ”) разбирались,— пояснил глава СПЧ.— Тему иноагентов и нежелательных организаций действительно нужно обсуждать и поправлять, и если Муратов дальше будет продолжать здесь работать, мы можем это только приветствовать».

Павел Тарасенко, Елена Рожкова, Мария Старикова